Из книги: Дружилов С. А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. – Харьков: ИД «Гуманитарный центр», 2011. – 269 с
. http://psychologyinstitute.kharkov.ua/?p=3579/
В отечественной
психологии (Л. С. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев,
В. С. Мерлин, Е. П. Климов,
Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская и др.) понятие
стиля разрабатывается в рамках
деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный
феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни – это устойчивая
характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их
достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с
Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности,
важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.
Поскольку трудовая и
профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности
вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни
(как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает
влияние на паттерны внепрофессионального поведения).
В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни.
Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихического развития человека в целом.
Профессиональный
стиль человека мы рассматриваем как постоянное, довольно устойчивое, целостное
психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы
адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к
профессиональной среде.
Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала
(как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности),
индивидуального ресурса его профессионального развития [Дружилов, 2002], так и
от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия
субъектов). Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину,
и как следствие индивидуального профессионального развития человека.
Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития
стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной
деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации
человека к требованиям профессиональной среды и
проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном
поведении и в общении.
Как вектор жизненного
успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и
вектора личностного успеха (самосовершенствования) [Либин,
2000], так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его
профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального
«профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности,
стиль поведения, стиль общения и т. д.) являются факторы профессиональной
успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами
профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного
результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой
профессиональной деятельности.
Предметом нашего
рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного
профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое,
биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно
удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности).
В таблице 3 представлены
стили профессиональной деятельности в зависимости от следующих показателей:
1) профессиональной
успешности (Ус), оцениваемой
объективными показателями результативности деятельности;
2) эффективности психологической
адаптации (ЭΨ),
определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к
уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации;
3) коэффициента
ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных
ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям [95]. В таблице
знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности
данного фактора, знаком (–) – низкое его выраженность.
Таблица 3 – Типология профессиональных стилей в зависимости от
успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей
|
Шкалы |
Профессиональный стиль и
профессиональный характер |
|
Шкалы |
Профессиональный стиль и
профессиональный |
||||
Т |
Ус |
ЭΨ |
КЦ |
Т |
Ус |
ЭΨ |
КЦ |
||
1 |
+ |
+ |
+ |
Профессионально-успешные «идеалисты»
(ориентирующиеся на идеальные ценности) |
5 |
– |
+ |
+ |
Низкорезультативные «самоактуализирующиеся
идеалисты» («вещь в себе») |
2 |
+ |
+ |
– |
Профессионально-успешные
«материалисты» |
6 |
– |
+ |
– |
Ориентированные
на удовольствия, а не на результат |
3 |
+ |
– |
+ |
Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты» |
7 |
– |
– |
+ |
Неуспешные «несчастные
идеалисты» |
4 |
+ |
– |
– |
Профессионально-успешные «выгорающие материалисты» |
8 |
– |
– |
– |
Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники |
Приверженность
субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную
часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при
этом приемлемого для него результата.
В. А. Толочек в структурно-функциональной организации стиля
выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации [Толочек, 1999]: 1) субъективно-удобные условия
деятельности; 2) структуру (определенным образом взаимосвязанные
компоненты деятельности); 3) тип организации деятельности.
Каждый из уровней,
приведенных в таблице 3, может быть развернут через выражение составляющих
общей эффективности (ЭS) деятельности, представленное нами в
предыдущем параграфе в виде соответствующей формулы (полинома).
В результате можно
выделить 16 вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов
составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены в
таблице 4.
Таблица 4 –Типология профессиональных стилей в зависимости от
составляющих эффективности
профессиональной деятельности
|
Шкалы |
|
|
Шкалы |
|
||||||
Т |
ЭЭ |
ЭΨ |
ЭС |
ЭК |
Профессиональный стиль |
Т |
ЭЭ |
ЭΨ |
ЭС |
ЭК |
Профессиональ- |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Успешный деятель»
«признанный профессионал» |
9 |
– |
+ |
+ |
+ |
Хорош для всего, кроме дела |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
Ориентируется на успех и
удовольствие «здесь и сейчас», а завтра – «хоть потоп» |
10 |
– |
+ |
+ |
– |
Ориентируется на
удовольствие от общение с коллегами, а клиенты для
него – досадная помеха |
3 |
+ |
+ |
– |
+ |
Успешный «индивидуалист»,
неспособный к сотрудничеству |
11 |
– |
+ |
– |
+ |
Индивидуалист, все свое внимание
и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и
раздражает коллег |
4 |
+ |
+ |
– |
– |
Ориентация на материальный
успех при минимальных своих усилиях |
12 |
– |
+ |
– |
– |
Ориентация исключительно на
удовольствия и минимизацию собственных усилий |
5 |
+ |
– |
+ |
+ |
Успешный, но «выгорающий»
деятель |
13 |
– |
– |
+ |
+ |
Все усилия – на общение с
коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика |
6 |
+ |
– |
+ |
– |
«Коллективист», ориентирующийся
на успех сегодня ценой больших своих усилий |
14 |
– |
– |
+ |
– |
Все усилия затрачивает на
адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда |
7 |
+ |
– |
– |
+ |
Индивидуалист, ориентирован
на долгосрочный успех; подвержен «сгоранию» |
15 |
– |
– |
– |
+ |
Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с
клиентами |
8 |
+ |
– |
– |
– |
Работник, ориентированный
на получение материального успеха сегодня любой ценой |
16 |
– |
– |
– |
– |
Работник, не
адаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды |
Нашей целью было дать
концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных
и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное
описание стилей и связанных с ними профессиональных характеров. В то же время,
как показывает опыт исследований различных профессиональных
деятельностей (управленцев, работников медицинских учреждений, педагогов школ)
представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение
предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами
как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных
особенностей профессионализма.