Ссылка для цитирования: Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. – 2003. – №1 (4). - С.354-357.
В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни - это устойчивая характеристика ие- рархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.
Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны вне-профессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социо-психического развития человека в целом.
Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, до- вольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития [2], так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального
профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относи- тельной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во вне- профессиональном поведении и в общении.
Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) (А.В.Либин, 2000), так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т. д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мо- тивы выполняемой профессиональной деятельности.
Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности). В табл. 1 представлены стили профессиональной деятельности в зависимости от: 1) профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности; 2) эффективности психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации; 3) коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям [2]. В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) – низкое его выраженность.
Приверженность субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата. В.А.Толочек (2000) в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации: 1) субъективно- удобные условия деятельности; 2) структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности); 3) тип организации деятельности.
Таблица 1. - Типология профессиональных стилей в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей
Шкалы | Профессиональный стиль и профессиональный характер | Шкалы | Профессиональный стиль и профессиональный характер | ||||||
Т и п ы | Ус | ЭΨ | КЦ | Т и п ы | Ус | ЭΨ | КЦ | ||
1 | + | + | + | Профессионально- успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на идеальные ценности) | 5 | - | + | + | Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в се- бе») |
2 | + | + | - | Профессионально- успешные «материалисты» | 6 | - | + | - | Ориентированные на удо- вольствия, а не на резуль- тат |
3 | + | - | + | Профессионально- успешные «изнуренные ра- ботой идеалисты» | 7 | - | - | + | Неуспешные «несчастные идеалисты» |
4 | + | - | - | Профессионально- успешные «выгорающие материалисты» | 8 | - | - | - | Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники |
Каждый из этих уровней может быть развернут через выражение состав- ляющих общей эффективности (Э) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы [1]: Э = Э ЭЭ +Ψ ЭΨ+с Эс +к Эк где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк – оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» со- ставляющих эффективности; э, Ψ, с, к – весовые коэффициенты. Выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов со- ставляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены в табл. 2. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека.
Таблица 2. -Типология профессиональных стилей в зависимости от составляющих эффективности профессиональной деятельности
Шкалы | Шкалы | ||||||||||
Т и п ы | ЭЭ | ЭΨ | ЭС | ЭК | Профессиональный стиль | Т и п ы | ЭЭ | ЭΨ | ЭС | ЭК | Профессиональный стиль |
1 | + | + | + | + | «Успешный деятель» «признанный профессионал» | 9 | - | + | + | + | Хорош для всего, кро- ме дела |
2 | + | + | + | - | Ориентируется на ус- пех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра – «хоть потоп» | 10 | - | + | + | - | Ориентируется на об- щение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него - досадная помеха |
3 | + | + | - | + | Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству | 11 | - | + | - | + | Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег |
4 | + | + | - | - | Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях | 12 | - | + | - | - | Ориентация исключи- тельно на удовольствия и минимизацию собственных усилий |
5 | + | - | + | + | Успешный, но «выгорающий деятель | 13 | - | - | + | + | Все усилия - на обще- ние с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика |
6 | + | - | + | - | «Коллективист», ориентирующийся на ус- пех сегодня ценой больших собственных усилий | 14 | - | - | + | - | Все усилия затрачива- ет на адаптацию в кол- лективе, при общей низкой эффективности труда |
7 | + | - | - | + | Индивидуалист, ориентированныйё на долго- срочный успех; под- верженный «сгоранию» | 15 | - | - | - | + | Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами |
8 | + | - | - | - | «Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой | 16 | - | - | - | - | Профессионал, не- адаптировавшийся в условиях данной про- фессиональной среды |
Снижение того или иного частного показателя эффективности свидетель- ствует о двух обстоятельствах. С одной стороны - о проявлении профессиональной дезадаптации человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны – о проявлении индивидуального профессионального стиля, характеризующего результат профессиональной адаптации в целом. Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиенто-центрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды.
Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную сис- тему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека.
Нашей целью было дать концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных с ними профессиональных характеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма.
Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал, 2001, № 22 (22). С.44-45.
Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 242 с.