Ссылка для цитирования: Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. – 2003. – №1 (4). - С.354-357.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА

И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Дружилов С.А.


В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни - это устойчивая характеристика ие- рархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.

Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны вне-профессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социо-психического развития человека в целом.

Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, до- вольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития [2], так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального

профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относи- тельной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во вне- профессиональном поведении и в общении.

Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) (А.В.Либин, 2000), так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т. д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мо- тивы выполняемой профессиональной деятельности.

Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности). В табл. 1 представлены стили профессиональной деятельности в зависимости от: 1) профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности; 2) эффективности психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации; 3) коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям [2]. В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) – низкое его выраженность.

Приверженность субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата. В.А.Толочек (2000) в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации: 1) субъективно- удобные условия деятельности; 2) структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности); 3) тип организации деятельности.

Таблица 1. - Типология профессиональных стилей в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей


Шкалы

Профессиональный стиль и профессиональный характер

Шкалы

Профессиональный стиль и профессиональный характер

Т

и п ы

Ус

ЭΨ

КЦ

Т

и п ы

Ус

ЭΨ

КЦ

1

+

+

+

Профессионально- успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на идеальные ценности)

5

-

+

+

Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в се- бе»)

2

+

+

-

Профессионально- успешные «материалисты»

6

-

+

-

Ориентированные на удо- вольствия, а не на резуль- тат

3

+

-

+

Профессионально- успешные «изнуренные ра- ботой идеалисты»

7

-

-

+

Неуспешные «несчастные идеалисты»

4

+

-

-

Профессионально- успешные «выгорающие материалисты»

8

-

-

-

Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники


Каждый из этих уровней может быть развернут через выражение состав- ляющих общей эффективности (Э) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы [1]: Э = Э ЭЭ +Ψ ЭΨ+с Эс +к Эк где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк – оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» со- ставляющих эффективности; э, Ψ, с, к – весовые коэффициенты. Выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов со- ставляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены в табл. 2. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека.

Таблица 2. -Типология профессиональных стилей в зависимости от составляющих эффективности профессиональной деятельности


Шкалы

Шкалы

Т

и п ы

ЭЭ

ЭΨ

ЭС

ЭК

Профессиональный стиль

Т

и п ы

ЭЭ

ЭΨ

ЭС

ЭК

Профессиональный стиль

1

+

+

+

+

«Успешный деятель»

«признанный профессионал»

9

-

+

+

+

Хорош для всего, кро- ме дела

2

+

+

+

-

Ориентируется на ус- пех и удовольствие

«здесь и сейчас», а завтра – «хоть потоп»

10

-

+

+

-

Ориентируется на об- щение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него - досадная помеха

3

+

+

-

+

Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству

11

-

+

-

+

Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег

4

+

+

-

-

Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях

12

-

+

-

-

Ориентация исключи- тельно на удовольствия и минимизацию собственных усилий

5

+

-

+

+

Успешный, но «выгорающий деятель

13

-

-

+

+

Все усилия - на обще- ние с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика

6

+

-

+

-

«Коллективист», ориентирующийся на ус- пех сегодня ценой больших собственных усилий

14

-

-

+

-

Все усилия затрачива- ет на адаптацию в кол- лективе, при общей низкой эффективности труда

7

+

-

-

+

Индивидуалист, ориентированныйё на долго- срочный успех; под- верженный «сгоранию»

15

-

-

-

+

Дезадаптирован, пытается проявить себя в

«заигрывании» с клиентами

8

+

-

-

-

«Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой

16

-

-

-

-

Профессионал, не- адаптировавшийся в условиях данной про- фессиональной среды


Снижение того или иного частного показателя эффективности свидетель- ствует о двух обстоятельствах. С одной стороны - о проявлении профессиональной дезадаптации человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны – о проявлении индивидуального профессионального стиля, характеризующего результат профессиональной адаптации в целом. Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиенто-центрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды.

Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную сис- тему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека.

Нашей целью было дать концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных с ними профессиональных характеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма.


Литература

  1. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал, 2001, № 22 (22). С.44-45.

  2. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 242 с.