Понедельник, 29.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Современная информационная среда и экология человека:
психологические аспекты

Дружилов С.А.

Для цитирования: Дружилов С.А. Современная информационная среда и экология человека: психологические аспекты // Гигиена и санитария. 2018; 97(7): 597-603. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-7-597-603

Ссылка на полный текст ( в формате pdf) статьи:
-- на сайте РИНЦ научной электронной библиотеки elibrary https://elibrary.ru/download/elibrary_35448744_59574105.pdf 
-- на сайте журнала Гигиена и санитария https://www.rjhas.ru/jour/article/view/596/570 

 

Резюме. Информационная среда общества, как неотъемлемая часть среды обитания человека, является фактором его здоровья и должна соответствовать требованиям безопасности. В результате развития коммуникационных технологий на базе компьютерных устройств и построения сети Интернет произошли существенные изменения информационной среды общества и ее влияния на человека. Изучение негативного влияния современной информационной среды на человека не может ограничиваться физическими и психофизиологическими факторами. Значимой является семантическая составляющая самой информации. Информационная среда оказывает негативное влияние на когнитивную и эмоциональную сферу его психики. Объектом информационного воздействия является личность. Целью статьи является изучение становления современной информационно-коммуникационной среды общества, тенденций ее развития, определение ее основных компонентов и психологических особенностей. Метод исследования – сравнительный анализ воззрений различных авторов и теоретическое их обобщение. В статье на основе анализа публикаций представлено современной понимание информационно-коммуникационной среды общества. Становление информационной среды связано с развитием технологий и инструментов фиксации, сохранения и передачи социального опыта. Выделено шесть этапов развития средств передачи и сохранения информации в обществе; соответственно. 
Глобальная информатизация среды ведет к изменениям жизни и деятельности людей. Воздействиям информационного потока подвергаются картина мира человека, его мировоззрение, образ его жизни. Фактором риска является нарушение адаптации человека к новым условиям. Изменения внутри личности не успевают за стремительными изменениями технологий. Показано, что в условиях новой информационно-коммуникационной реальности повышается значимость проблематики экологии человека.
     Информационная среда общества как объект изучения может рассматриваться в следующих аспектах:
а) как среда обитания человека;
б) как средство информационной деятельности человека;
в) как система коммуникаций, в том числе межличностных;
г) как информационная инфраструктура, обеспечивающая хранение, доступ и использование массивов информации.


Ключевые слова: информационная среда общества, экология человека, информационные технологии, информационные загрязнения, негативное информационное воздействие.

 

Введение. К основным факторам, определяющим вероятность развития нарушений здоровья человека, наряду с генетическими предпосылками, относят образ жизни и поведение индивида, качество его жизни, а также окружающую среду. Проблема обеспечения необходимого качества окружающей среды становится все более актуальной, что непосредственно связано с интенсификацией техногенного развития [1]. Важной составляющей окружающей среды является современная информационная среда общества. Информационная среда существовала и в прежние времена, но средства сохранения и передачи информации определялись техническим базисом, присущим соответствующему историческому периоду, и масштабы распространения ее весьма были ограничены. В результате развития коммуникационных технологий на базе компьютерных устройств и построения сети Интернет произошли существенные изменения информационной среды – она не только стала необходимой составляющей жизненной среды для очень многих людей, но и оказывает значимое влияние на человека и общество. Увеличились мощности информационных потоков, в месте с ним вырос уровень распространения негативной, бесполезной и даже вредной информации. Общество давно выработало критерии и методы оценки влияния физической (в том числе, природной) на человека. По мере возможностей отслеживается и корректируется влияние техногенной среды на здоровье и жизнь людей, а также на баланс в природе.
     Однако влияние на человека информационной среды, ее «загрязненности», является в настоящее время менее очевидным. 
Традиционно гигиенистами активно изучают негативное воздействие на организм физических факторов (излучений, яркости монитора и т.д.), связанных с каналами передачи информации и техническими устройствами, а также психофизических факторов (гиподинамии, перегрузки зрительного анализатора и т.п.), зачастую, как отмечает А.О. Карелин, не успевая за темпами развития коммуникативной техники [2]. Исследования последних лет все более ориентированы на требования изменяющейся информационно-технологической реальности. Ю.А. Рахманин и Р.И. Михайлова рассматривают негативное влияние на организм, прежде всего детского населения, электромагнитных полей («электромагнитного смога»), создаваемого современными электронными средствами коммуникации (компьютерами, ноутбуками, мобильными телефонами и др.) [3]. И.Л. Андреев и Л.Н. Назарова обращают внимание на то, что информационные загрязнения могут быть не только «побочным продуктом» информационно-коммуникационных технологий, но создаваться осознанно; предметом их изучения являются так называемые «аудионаркотики» – определенные звуковые ритмы, создаваемые с расчетом на коммерческий успех при распространении в Интернет [4].  Э.И.Денисов и А.Л. Еремин отмечают, что нарастающий поток информации негативно влияет на здоровье и предполагает активизацию действий гигиенистов; ранее А.Л. Еремин выдвигал предложение различать «информационную гигиену» как специальный раздел гигиенической науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое и социальное благополучие человека [5].  С.О. Гапанович и В.Ф. Левченко обращают внимание на угрозы, которые может представлять чрезмерное усиление информационного давления искусственной среды обитания вследствие своего неконтролируемого развития. Исследователи отмечают, что результатом массовой информатизации общества стали негативные отклонения в психике и поведении человека, возникновение психопатологических состояний, интернет-аддикций и «технологических» зависимостей от устройств связи с глобальной сетью [6]. 
     Понимание загрязнения информационной среды не должно ограничиваться физическими воздействиями, исходящими от электронных носителей информации; значимой является семантическая составляющая самой информации. Негативное информационное воздействие на человека происходит через когнитивную и эмоциональную сферу его психики. Объектом информационного воздействия является личностьВозникшая новая реальность вызывает необходимость изучения проблем взаимодействия человека с информационными технологиями. Необходимо понимание сущности и особенностей современной информационно-коммуникационной среды. Для этого нужно иметь представление как о предпосылках становления этой рукотворной среды в нынешнем виде, так и о тенденциях ее дальнейшего развития, возможностей возникновения негативных проявлений и воздействий на человека и общество. 
Таким образом, проблема изучения негативного влияния факторов информационной среды на здоровье, разработки мероприятий по минимизации патологических последствий информационных воздействий на личность в условиях новой информационной реальности является актуальной.
     Целью статьи является изучение становления современной информационно-коммуникационной среды общества, тенденций ее развития, определение ее основных компонентов и психологических особенностей. 
      
В условиях новой информационно-коммуникационной реальности повышается актуальность проблематики экологии человека, связанной с изучением влияния информационных технологий, а также информационной гигиены, ориентированной на изучение закономерностей влияния информационных потоков на психическое и социальное благополучие человека и разработку мероприятий по оздоровлению информационной среды. 
     
Экология человека (антропоэкология – от греч. «антропос» – «человек»; «экология» – «учение о жилище»), по В.П. Казначееву, являясь частью социальной экологии, рассматривается как «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека» [7: 9]. Н.А. Агаджанян с соавторами в качестве одной из трех дефиниций понятия «антропоэкология» использует термин «экология человеческой личности» [8: 175]. А.Л. Еремин, основываясь на понимании того, что информация может негативно влиять как на здоровье как отдельного человека, так и на благополучие общества, обосновывал необходимость научного направления «информационная экология» [9]. Отметим, что, что термин «информационная экология» в публикациях зачастую используется, с одной стороны, как некоторая метафора необходимости обеспечения отсутствие вреда для человека от информационных воздействий, с другой – как обозначение методологического подхода, соединяющего экологические идеи с реалиями информационной среды жизни человека.
     
Н.Ф. Реймерс при рассмотрении среды человека выделял четыре ее взаимосвязанных компонента: 1) природная среда – «первая природа»; 2) квази-природная среда, порожденная агротехникой («вторая природа»); 3) искусственная, созданная человеком, среда – «третья природа» или арте-природа (от лат. artificial – искусственная); 4) социальная среда [10]. С искусственный средой («третьей природой») Н.Ф. Реймерс ассоциировал весь созданный человеком мир, не имеющий аналогов в естественной природе. К арте-природной среде было отнесено пространство жизни и работы, транспорт, сфера обслуживания, технологическое оборудование, мебель, а также здания, строения и т. д. Последний компонент среды человека, выделяемый Н.Ф. Реймерсом, – это социальная среда, включающая само общество и разнообразные общественные процессы в нем. 
     
Специфика феномена «среда» состоит в том, что он не может быть понята вне отношений к кому-либо или чему-либо. Среда как условие (жизни) обладает определенностью только по отношению к некоему субъекту либо объекту. Зависимость человека от среды выражается понятием «потребности», а процесс взаимообмена между субъектом и средой – понятием «удовлетворение потребностей». Эту позицию разделяют и психологи [11] Соответственно, применительно к человеку, под окружающей средой понимается совокупность (или система) влияний и условий, способствующих или препятствующих удовлетворению его потребностей, а также проявлению его интересов и способностей [12]. 
     
Понятие «пространства» и «среды» употребляются в научных публикациях применительно к окружению человека (как природному, так и рукотворному) достаточно часто; также часто используются термины «информационная среда» и «информационное пространство», поэтому целесообразно определиться с их различием. 
      
В философии под пространством понимается форма существования материи, ее важнейший атрибут. В прикладном смысле синонимами слова «пространство» являются «площадь», «территория»; в этом значении используют понятие «информационное пространство» авторы некоторых научных публикаций. 
      
Среда – лишь та часть пространства, с которой человек соприкасается, в которой живет. Среда есть то, среди чего пребывает индивидуум, что посредствует его активность, его развитие. Пространство существует вокруг человека, независимо от человека, от его ценностей и представлений. Среда же, как отмечает К.А. Калюжный, «всегда очеловечена и конкретна, заведомо предполагает присутствие в ней человека или общества [...]. Среда, в отличие от пространства, всегда населена людьми, фиксируя результаты их деятельности и выражая их взаимоотношения» [13: 11]. 
      
В качестве синонима термину «среда» в научных публикациях используется термин «сфера», употребляемый в переносном смысле как область, место, пределы, в которых существует, действует что-либо. 
     
Отечественными исследователями активно развивались воззрения, согласно которым жизнь человека развертывается не только в физической среде, мире природы, но и в мире искусственном, им же самим созданным. Эту новую реальность, создаваемый человеком «искусственный мир», можно разделить на два основных компонента – техносферу (мир техники, технологий и т.п.) и информационную среду. Содержание термина «техносфера» (от греч. techne – искусство, мастерство и sphaira – шар, сфера), согласно ГОСТ раскрывается как «часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты [...], становящиеся частью ноосферы»[1]
      
Информационная реальность общества и человека, непосредственно связанная с информационной средой требует более пристального рассмотрения.
     
Понятие «информационная среда общества» не является статичным, неподвижным, его «наполнение», изменялось по мере развития технических средств. Это следует учитывать, осмысливая воздействие информационной среды на человека в зависимости от стадии (или этапа) развития техносферы. 
       
Развитие общества невозможно без фиксации, сохранения и передачи социального опыт. 
     
Г.М. Мак-Люен, которого называют «пророком электронной эпохи», в своей книге «Галактика Гуттенберга» (1962 г.) рассматривает развитие технологий социальной коммуникации в качестве основы цивилизационного прогресса. Мак-Люэн вместо слова «эпоха» использует метафору «галактика», подразумевая, что каждая новая технология предстает как зарождающаяся галактика, от ядра которой по спиралям распространяются изменения в обществе и культуре. Автор выделяет три основные эпохи развития цивилизации, связывая их с формами сохранения и передачи информации в обществе [14]:
      1) до-письменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. Высшим коммуникационным достижением была членораздельная речь, воспринимаемая слухом, отсюда – формирование «человека слушающего». Он использовал естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям. 
       
2) письменная культура, при которой в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами. Приобщение к умственным операциям кодирования-декодирования смыслов сделало человека рационалистическим и расчетливым «сторонним наблюдателем исторического процесса». Однако вплоть до XV века оро-акустический (устный) и визуальный (письменный) каналы коммуникации находились в условиях равновесия. Эпоха письменной культуры завершается после изобретения И. Гутенбергом (1440 г.) печатного станка, наступлением «типографской эры» («галактики Гутенберга»), давшей возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Вместо «человека слушающего» появляется «человек смотрящий». Личное мышление все больше уступает место ориентации на печатное слово и «книжные» авторитеты. Исследователь отмечает, что в эпоху промышленных революций люди стали доверять «мертвой букве» больше, чем живому слову. 
      
3) современный этап («электронное общество»), или «галактика Маркони» – по имени итальянского инженера, считающийся в ряде стран изобретателем радио, задающий посредством электронных средств коммуникации многомерное, аудиовизуальное восприятие мира, но на новой электронной основе – через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникации. Эпоха «электронной галактики», по Мак-Люену, характеризуется синтезом «человека слушающего» и «человека смотрящего». Окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях. 
      
Если Г.М. Мак-Люен в качестве основы развития общества рассматривает технологии коммуникаций, то В. Цимерли в качестве таковой основы считает инструменты объективизации достигнутого человеком социального опыта и накопления знаний и обмена ими. К традиционным инструментам социального сохранения опыта людей и накопления знаний в пространственно-временном аспекте В. Цимерли относит речь, искусство счета и письменность. Комбинация этих трех элементов, по мнению указанного мыслителя, определяет специфику той культуры, в которой, пребывает человек [15]
      
Считаем необходимым признать, что четвертым инструментом накопления и передачи информации стал компьютер, а в общем случае – компьютерная и микропроцессорная техника. Соответственно, современное состояние культуры характеризуется сочетанием четырех названных выше инструментов. Значительная роль компьютера в культуре определяется тем, что он является особым инструментом, включающим в себя возможность использовать все три предшествующие формы фиксации знаний. 
      
И.Ф. Игнатьева выделяет четыре исторически последовательных этапа развития средств накопления (а также – фиксации, передачи и сохранения) достигнутого опыта : первый этап – базируется на памяти и устной речи человека; второй – связан с письменностью; третий – с книгопечатанием; четвертый этап исследователь связывает с возникновением компьютерной техники [16]. 
         
Рассмотрим эти этапы подробнее, дополняя их описание современным содержанием. 
     
Первый этап базируется лишь на возможностях памяти отдельного человека и устной речи. В магических ритуалах использовались вспомогательные («технические») средства, в качестве которых выступали отдельные предметы и рисунки. Однако они были ненадежными и скудными средствами сохранения и передачи информации. 
      
Второй этап начинается с появлением письменности, когда наиболее существенное из содержания и смыслов, значимых в социуме, могло сохраняться в виде текстов на носителе (пергаменте, бумаге, камне и др.) и, потенциально, – транслироваться следующим поколениям. Однако, фактически, доступность рукописных текстов была очень низкой как из-за ограниченного числа книг в силу большой трудоемкости их рукописного копирования, так и из-за малой распространенности грамотности среди населения. Доступ к рукописным источникам имели лишь представители церковной элиты. Большинство же людей знало лишь только то, что они сами видели или слышали от других, и очень немногие отваживались далеко уходить от мест своего обитания. Весь опыт был исключительно личным: горизонты его познания были узкими. Информационная среда человека совпадала с информационным пространством внутри общины (деревни – в лексике Мак-Люена). 
      
Третий этап, выделяемый И.Ф. Игнатьевой, связан с возникновением книгопечатания, ставшим возможным после изобретения печатного станка. Высокая значимость для человечества появления этого технического устройства не ограничивается возможностью унификации передачи информации и ускорения репродукции (тиражирования) книг. «Печатное слово» не только расширило информационные горизонты общины, но и во многом изменило мир: стало возможным сохранять и передавать знания, мнения, опыт – в компактном, долговечном и доступном виде; возникли публичные и массовые средства информации (печатные медиа – в сегодняшней терминологии); доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. 
      
В историческом аспекте можно говорить о нескольких информационных революциях, под которыми понимается появление новых технологий обработки, сохранения и передачи информации. Следствием таких революций стало изменение как социально-психологической составляющей жизнедеятельности многих людей в обществе, так и общественных отношений в целом [17]. Книгопечатание было первой эффективной информационной технологией, вызвавший информационную революцию. Информационные революции, внося новые информационно-коммуникационные технологии, не только расширяют и изменяют общее информационное пространство человечества, но изменяют информационную среду обитания людей, оказывая при этом влияние на самого человека, прежде всего, на его психику – на психические свойства и процессы. 
      
Четвертый этап связан с изобретением в IXX веке телефона, телеграфа, радио на основе практического применения электричества. Прохождение электрических сигналов обеспечило мгновенную связь между людьми во всем мире, объединило людей как для совместной деятельности и общения, так и для распространения аудиальной информации. Мир стал превращаться, по образному выражению Мак-Люена, в «большую деревню» [14: 63]. Изобретение в XX веке телевидения, обеспечивающего передачу визуальной информации, а также и совершенствование кинематографа привело к возникновению электрических масс-медиа.
      
Мы считаем целесообразным выделить этот исторический этап развития средств передачи информации (отсутствующий в типологии И.Ф. Игнатьевой), весьма существенно повлиявший на изменение информационной среды общества. 
       
Следующий, пятый, этап связан с возникновением компьютерной техники и электронных средств коммуникации. Компьютерная и микропроцессорная техника, как усилитель интеллектуальных возможностей человека, стимулировала и «питала» Вторую промышленную революцию (конец XX века). Информация, наряду с энергией и сырьем для производства, стала важнейшим ресурсом, ценность которого постоянно растет. Созданный технико-технологический базис (персональные компьютеры, микропроцессорное оборудование, Интернет, электронная почта, мультимедийные продукты и др.) является фундаментом для следующей информационной революции.
       
Нам представляется, что сейчас можно говорить уже о шестом этапе. 
      
Шестой, современный, этап, связан, с одной стороны, с возникновением глобальной информационной системы и рассредоточенных («облачных») сетевых хранилищ информации и «интеллектуальных» (нейросетевых) систем поиска информации по индивидуальному запросу, с другой – с массовой распространенностью мощных и компактных индивидуальных мобильных компьютерных устройств, имеющих беспроводную двухстороннюю связь с глобальной сетью. Все это, а также появление высокоскоростных спутниковых и оптоволоконных технологий передачи информации объединяется под названием телекоммуникационной революции
       
Появилось глобальное информационное пространство, при помощи которого обеспечивается доступ к различным информационным ресурсам. Результатом взаимовлияния телекоммуникационной и компьютерной революций начали формироваться глобальные информационные сети, обеспечивающие высокую скорость передачи больших объемов информации. Б. Гейтс писал, что высокоскоростная информационная магистраль (information highway) «трансформирует нашу культуру не менее кардинально, чем книгопечатный пресс Гутенберга – средневековую» [18: 6].

Отметим, что такая трансформации в обществе, в его культуре всегда связана с проблемами адаптации человека к новым условиям и требованиям среды. Адаптационный процесс не всегда «гладкий» – возможны нарушения адаптации, характеризующиеся проявлениями дезадаптации в виде психических расстройств, личностных кризисов. Изменения внутри личности не успевают за стремительными изменениями технологии. Если на человека обрушивается огромный поток информации, содержащий противоречивые мнения, то у него возникают трудности в выборе из «правильных», соотносимых с нормами общества и ценностным ориентациями самой личности. Воздействию информационного потока подвергаются такие психические образования, как картина мира человека, его мировоззрение, система отношений к действительности, образ его жизни. 
      
Высокоскоростные каналы связи с Интернетом и мобильные коммуникационные устройства (смартфоны, ноутбуки, планшеты и др.) выполняют лишь функцию трансляции человеку потоков информации с самым широким спектром смыслового содержания: полезного, бесполезного («информационный мусор»), и вредного – в том числе, негативного, деструктивного, или манипулятивного характера. 
          
Воззрения исследователей на феномен «информационная среда» во многом зависят от изменений в самой информационной и технической реальности. 
     
Впервые термин «информационная среда» в отечественную науку ввел Ю.А. Шрейдер в 1976 г., когда еще не было ни Интернета, ни персональных компьютеров. Ученый использовал этот термин для обозначения среды, в которой происходит научно-исследовательская и конструкторско-техническая деятельность, а также планирование науки и техники и управление ими [19]. Автор не дает определения указанному термину, считая обозначаемое им понятие – самоочевидным, опирающимся на естественные ассоциации, связанные со словом среда. По сути, Ю. Шрейдер актуализирует представление о некотором информационном «эфире», в котором существует наука. Тем не менее, исследователь характеризует информационную среду не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников. 
      М.В. Арапов применительно к науке выделял три аспекта информационной среды как сферы информационной деятельности: а) процессы объективации личного знания – в информацию; б) процессы превращения информации – в личное знание; в) исторически сложившаяся инфраструктура, к которой исследователь относил издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных и т.п. В таком истолковании изначально заложены две особенности информационной среды, принципиально отличающие ее иных сред (биологической физической и др.): 1) техногенное ее происхождение как среды искусственной, создаваемой для удовлетворения информационных потребностей общества; 2) активно-деятельностный характер, в силу которого информационные потребности членов общества удовлетворяются в процессе взаимодействия двух субъектов – производителя/ретранслятора и потребителя (пользователя) информации; это взаимодействие осуществляется в форме непосредственного или опосредованного общения (коммуникации) между указанными субъектами [20]. ---  
полный текст статьи доступен  по ссылке https://www.rjhas.ru/jour/article/view/596/570   

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz